Города Брянской области: СТАРОДУБ

Комментарии к страницам о городе Стародуб

нина - 2011-11-01 19:43:57
Училась в школе интернате. Хочу найти Корниенко (Кутееву) Ирину Или Панченко Сергея он по профессии врач, а так же Панченко Надежда Ивановна. Живу в Киеве Белоусова Нина дом. 401-01-54
Влад - 2011-10-28 20:58:25
Открылся новый сайт Стародубского казачьего полка st-kazak-polk.ru Вы можете ознакомиться с историей полка,посмотреть фото и видио.Добро пожаловать.
Михаил - 2011-06-01 12:27:24
В Стародубе можно снять квартиру для проживания?
Добруш - 2011-02-16 23:40:31
Добро пожаловать на сайт храма Георгия Победоносца в селе Елионка Стародубского района www.elionka.ucoz.ru Храм принадлежит Русской Древлеправославной Церкви (старообрядческой). На сайте вы найдёте исторические архивные данные о селах Елионка, Воронок, Лужки; множество фотографий села и храма, расписание Богослужений, христианский софт и много другой интересной информации о старообрядчестве.
Ульяна - 2011-02-14 20:04:45
Респект составителю \"экскурсии\"!!!!
Марина Полякова - 2011-01-30 19:40:54
разыскиваю и составляю генеалогическое древо семьи Шнеерсон-Хейфец из Стародуба . Заинтересована в любой информации. Контактировать по е-майл. Заранее благодарна. Марина Полякова.
Фотографии устарели. Замените пожайлуста, потому что мой город сейчас благодаря нашему мэру, стал совершенно другим.
megaman - 2011-01-19 17:46:21
Починим ПК или НОУТБУК , установим Windows Me 98 2000 XP SP3 Windows 7 Vista , заменим комплектующие , протянем локальную сеть на 1 2 или более компьютеров в Городе Стародуб и близлежащих сёлах всё по договоренности звонить по телефону 9208655228 .
Анна Данилова - 2011-01-02 17:14:01
Внимание выпускникам средней школы c. Зап. Халеевичи Стародубского района Брянской области. 16 июля 2011 года в 13ч 00мин состоится встреча выпускников 1981 года, посвящённая 30-летию окончания школы. Подробности у Анны Даниловой по телефону 8-909-240-13-33.
Татьяна - 2010-12-19 21:37:45
Мой отец родился в пос. Воронок Стародубского района Брянской области, 1928 г.р. Дедушка и бабушка из старообрядцев. Если кто-либо носит фамилию Деев(а), Рулев(а) и имеет "корни" из этого поселка, пожалуйста, дайте знать. Хочется попытаться найти связи с теми, кто мог быть близкими или родными для них.
Дмитрий - 2010-11-27 23:04:53
Мой город уже давно изменился стал на много красивее и краше фотографии эти были сделаны еще в прошлом веке.
Glonar - 2010-11-12 15:20:55
Недавно у нашего Стародуба появился свой гимн. Слова и музыка профессиональные, а клип с панорамами города народный, фотографии найдены с бескрайних просторов Интернета. http://rutube.ru/tracks/3765668.html
Археологические исследования края. Деснянская, середнеднипровска, юхновской, Почепский, колочинська культуры. Северяне и радимичи. Стародубщина в 10-16 вв "Беспредел литья". Разделение Стародубщины на Восточную и Западную. Восточная Стародубщина. "Золотой век". Переселенцы-белорусы и старообрядцы. Заимка и осадчие грамоты. Евреи и цыгане. "Хохлы", "кацапы", "литвины". Администраторы-"москали". Не "малороссы", а "русские". "Лживый перепись" 1897 года. Настоящее количество украинском и других этнических групп. Присоединение к России. Советский геноцид в цифрах. Археологические исследования, проводившиеся на территории Стародубщины протяжении последних двухсот лет, обнаружили очень много памятников существование различных человеческих культур, благодаря которым можно проследить историю заселения края, начиная от прихода сюда неандертальцев 120 тысяч лет назад. Такие памятники археологии, как стоянки древних людей в Новых Бобовича, Унечи, Сивську, царя, Немолодви и некоторые другие, много рассказывают нам о былой истории нашего края. Благодаря этим находкам мы можем выяснить, какие народы и этнические группы внесли свой вклад в развитие Стародубщины течение последних десяти тысяч лет. Естественно, что мы ничего не можем сказать о том, какие конкретно народы были наследниками тех кроманьонцев, которые когда пришли на смену неандертальцам, жившим здесь раньше. Но начиная с эпохи неолита, нового каменного века, начавшегося здесь примерно шесть тысяч лет назад, мы можем рассказать о племенном принадлежность жителей края более подробно. Так большинство ученых считает, что так называемые представители "деснянской культуры", обитавших тогда на Стародубщине, являются древнейшими предками современных финно-угорских народов. Около четырех тысяч лет назад на Стародубщину пришли и вытеснили "деснянцев" к северу представители более развитой, бронзовой культуры - так называемые "середньоднипровци". Именно от "середньоднипровцив" берут свое начало современные германцы, славяне и балты. Таким образом мы видим, что из далекого прошлого Стародубская земля была тем местом, где формировались основы многих будущих этносов Европы. Было так и дальше. Начиная от 2700 лет назад на Стародубщине появляются представители "юхновской культуры" ("будины" по Геродоту) - предки будущих славян и балтов. И уже в начале христианской эры появляются на Стародубщине праславяне, место поселения которых - Почепский поселок, стало эталоном для всех археологов, изучающих римское время и ранний железный век. Наследники "Почепский культуры" - так называемые "колочинци", жили на Стародубщине до 7-го века нашей эры, т.е. до того времени, когда с юга, отбиваясь от натиска кочевников, не пришло на наши земли славянское племя северян, с приходом которых и начинается новый период истории нашего края - период, известный не только по археологическим исследованиям, но и из письменных источников. Согласно археологическим и летописным сведениям, Стародубщина того времени была порубежных территорией расселения северян. К северу и западу от Стародубщины жили племена радимичей, граница столкновения между двумя славянскими племенными союзами была прозрачной - так на Северском территории появляются поселения радимичей, и наоборот. Проникновение радимичей на Стародубщину усиливается при создании Киевского Государства, особенно во времена Владимира Великого, который, по словам летописца: "начал выводить людей лучших ... и от сих населил грады". Таким образом киевский князь пытался укрепить свою власть среди присоединенных к государству племен, и сделать из отдельных славянских союзов единое государственное тело. Археологические исследования показывают, что именно с этого времени, в местах наибольших поселений северян на Стародубщине, таких как Трубчевск например, увеличивается количество радимичських захоронений, а впоследствии, население таких мест все больше интернационализируется, принимая в себя достижения культур разных славянских племен. Но доминирующим населением края остаются все же северяне, которые, в годы феодальной раздробленности на Руси, остаются, вместе со своим краем, в рамках общей для всех тогдашних северян Черниговской Земли. После нашествия катастрофы, когда политический строй на стародубских землях были уничтожены полностью, местное Северское населения существует само собой, в небольших поселениях среди лесных чащ, зорганизувавшись в вооруженные группы, для отражения постоянной угрозы со стороны степных кочевников. Политический и государственный строй возрождается на Стародубщине только в годы вхождения наших земель в состав Великого княжества Литовского. И вплоть до начала литовско-московских войн 16 века, и присоединение стародубских земель, вместе со всеми Северская земля, к Московскому княжеству, национальный состав населения Стародубщины остается моноэтническим - живут здесь почти одни северяне, которые являются составной частью новой украинской нации. Ситуация меняется только с переходом Стародубщины под власть Москвы. Стародубская земля, сразу по вступлении в Москву, становится пограничной территорией, за которую идут почти непрерывные войны на протяжении всего 16 века, между Литвой и Россией. Для того, чтобы укрепить свою власть над краем, Москва отдает стародубскую земли в вотчинное владение своим боярам, а те приводят сюда своих крепостных, с помощью которых пытаются превратить эту землю на русский. Но это им тогда не удается - близкий литовскую границу и лесные дебри Стародубщины способствуют побегам крестьян и увеличению разбойничьим старший в крае. К тому же, бегут не только в Литву, но и наоборот. После создания в 1569 году Литвой и Польшей единого государства - Речи Посполитой, на смежных с Стародубщиной белорусских землях усилился религиозный и феодальный гнет, и сотни белорусов бегут через московский рубеж на стародубскую земли. В конце 16 века, недалеко от границы, на территории современного Суражского района, в северном углу Стародубщины, создается целый ряд белорусских поселений, жители которых, заселив этот край незаконно, живут большей степени разбоем, за что и получают от стародубцив названия "беззаконной литвы" . События Смутного времени и последующей московско-польской войны привели к распределению Стародубщины на Восточную и Западную. Восточная Стародубщина на длительное время осталась в пределах Российского государства, что привело к его быстрой колонизации русскими. И хотя связи между Восточной Стародубщиной и Украина не прекращались никогда, а во времена Гетманщины Сивськ и Трубчевск были некоторый период даже казацкими городами, но заселения Восточной Стародубщины российскими крепостными привело таки здесь к размыванию украинских-российской этнической границы. Местные украинский получили с этого времени русские фамилии и официальное название "русских", но надолго сохранили украинский язык и украинскую мировосприятия. И довольно многие из них живет по принципу "быть с украинским украинском, а с россиянином русским", не нарушая таким образом официальную статистику о якобы сплошную моноэтничность края. И только же названия на административной карте Восточной Стародубщине, как Квитунь, Гай, Пруд, Барщина, Дуля, Литовщина и другие, напоминающие рядовому россиянину, что эти названия для российской провинции отнюдь не характерны. Иной была судьба Западной Стародубщины. Оказавшись в составе Речи Посполитой, а затем украинский Гетманщины, Историческая Стародубщина переживала период незаурядного расцвета и подъема. Предоставление стародубским городам пункты привело к резкому оживлению экономики, а в гетманской державе Стародубский полк стал мощнейшим, как по количеству территории, так и по экономическому развитию. В те времена, когда другие казацкие полки оставались ареной постоянных вооруженных столкновений между различными враждующими сторонами, расположенный на севере Гетманщины Стародубский полк был уютным местом, далеким от боевых конфликтов. Здесь создают свои имения виднейшие казацкие роды, в которых отдыхают после тяжелых военных походов, а местное сельское население почти полностью "козачиться", увеличивая таким образом военное положение Стародубского полка, но и же создавая нехватку рабочих рук для развитой экономики края. Но очень быстро на Стародубщине появляются такие переселенцы, с помощью которых можно было рассчитывать и на дальнейшее экономическое развитие. Эти переселенцы двигаются на Стародубщину как с запада, так и с востока. С запада идут белорусы, на украинских землях спасаются от польской барщины. Недостаток рабочих на Стародубщине приводило к тому, что поселиться на новых землях было совсем нетрудно. Даже в 19 в. потомки белорусских переселенцев добрыми словами вспоминали о том: "В старые времена ... у нас была вольница, или заимка: тогда каждый мог занимать земли столько, сколько ему было нужно. Расчистишь - и твое ". Сохранилась и челобитная от белорусских крестьян из-под Кричево к русскому царю, они просят разрешения на поселение вблизи Почеп: "Милосердый государь, пожалуй нас, холопов своих, прикажи нам дать ... свою грамоту, чтобы нам отвели землю, где с женщинами и детьми жить и тебе, государь, служить, чтобы не могли бы похолопиты нас ни бояре, ни дворяне ". Свободный казацкий строй, господствовавший на Стародубщине, гарантировал переселенцам, здесь они, в отличие от других районов Русского государства, не будут порабощены, и не станут рабами русских феодалов. Благодаря этому количество переселенцев-белорусов на Стародубщине достигла в эти годы очень внушительных размеров. Принимает Стародубская земля и переселенцев с востока. Это русские-старообрядцы, бегущих сюда даже с берегов Волги, из-под Костромы, скрываясь таким образом от преследований царской власти, которая, под угрозой смертной казни, требовала от старообрядцев отказаться от своей веры. И только на Стародубщине находили эти люди спасение от тех преследований, и хотя селились здесь тайно, незаконно, но своим неутомимым трудом получали от казацкой власти края разрешение на поселение и жизни. Стародубская казацкая старшина выдавала русским старообрядцам специальные "осадчие" грамоты на землю, и назначала из их среды специальных людей - осадчих, которые должны были следить за порядком в новой общине. Так русские-старообрядцы становились полноправными жителями Стародубского края, но уже начиная с 18 в. российская власть начинает использовать старообрядцев с собственной целью, для того чтобы превратить эту землю с украинского на русский (подробнее об этом читайте в исторической части данной работы). Кроме украинский, белорусов и русских-старообрядцев, появляются на Стародубский земли в 17 в. еще две этнические группы - евреи и цыгане. Евреи, как и везде по Украине, занимались мелкой торговлей, и жили в городах и местечках. В конце 18 в. старообрядцы, которые пользовались уже в те времена рядом льгот от российского правительства в области торговли, пытались даже добиться от этого правительства выселения евреев из Стародубщины, как своих конкурентов, но добиться этого им не удалось. Цыгане же были кочевниками, и постоянного места жительства на Стародубщине не имели. Таким образом, в 19 веке, славянское население Стародубщины состояло из представителей трех народов - украинская, белорусов и русских-старообрядцев. Каждый из этих народов имел от соседей отдельное прозвище - так украинский соседи называли "хохлами", русских - "кацапами", а белорусов - "литвинами" (т.е. выходцами из Литвы). Сами себя народы так не называли. Русских-православных, выходцев из центральной России, на Стародубщине называли "москалями". Были это преимущественно царские администраторы, которым российское правительство направляло управлять краем, и отношение к которым от местного населения, по их взятки и притеснения, было резко отрицательным. "Когда солдат говорит - сухо, то поднимайся к уху, потому что он лжет", "от черта видхрестишся, а от Москаля не отмолить", - говорили стародубци. Причем национальное прозвище очень часто было и религиозному признаку. Так украинский и белорусы называли старообрядческую веру - "психи", а старообрядцы наоборот, о православный обычай и обряд говорили, что он является "хохляцким". Жили старообрядцы от всех других отдельно, села за высокими заборами были крепко закрытыми для входа православных, не вступали они и в брачные отношения с "иноверцами", даже в разговоре друг с другом пользовались особыми "перевертенськимы" словами, чтобы чужие их не поняли. Украинская же и белорусы наоборот, со временем все больше сближались между собой. Способствовала этому и единая вера, а более всего то, что, с ограничением российским царизмом гетманской власти на Украине, большая часть стародубских казаков теряла свои казацкие права, становилась обычными крестьянами, а впоследствии и крепостными у дворян Российской империи. Все это приводило к тому, что по своему экономическому состоянию украинские и белорусские крестьяне становились подобными друг к другу. С уничтожением Гетманщины закончился и золотой век Стародубщины, эпоха расцвета края сошла на нет, а место благополучия и хорошей жизни заняли бедность и нищета. И если мемуаристы 18 века воспевали богатства края, то писатели 19 века только ужасались тем нищим условиям, в которых жили сельские труженики на Стародубщине. Общие для украинском и белорусов экономическую нищету требовали и совместной борьбы против них. Если раньше украинские и белорусские села на Стародубщине существовали отдельно, то теперь население чаще смешивается, господа-владельцы крупных поместий тоже способствуют этому, одружуючы своих крестьян, несмотря на их национальность. Украинские и белорусские народные обычаи переплетаются, дополняя друг друга. Меняется и речь местного крестьянства, она становится все более смешанной, переходной от украинской белорусской. Отличие стародубских Украинская от украинском центральной Украине приводит к тому, что на Украине всех стародубских православных называют часто "литвинами", отмечая таким образом особенность их языка, где украинские слова переплетаются с белорусскими. Сами себя стародубскую украинский никогда "литвинами" не называли, не считали они себя и "малороссами", отдавая внимание не этой, искусственной и вымышленной российской властью названии, а старому, еще времен Киевской Руси, своему имени - "русские", имени граждан Киевской Русского государства. Именно это местное имя - "русские" (как и название местной украинского языка - "русская речь"), и привело к тому, что при первом общероссийском переписи населения 1897 года, большинство из местного населения - 445 139 человек, или 70% от всего населения края было записано "русскими" (т.е. теми, кто говорит "русски"), а "малороссами" только 778 человек, или 0,12%. И это несмотря даже на то, что количество старообрядцев по данным переписи - 43 615 человек, или 6,9%, а белорусов - 149 368 человек, или 23,51%. То есть откуда на Стародубщине те "русские" появились - никому не известно, как и неизвестно, куда делись Украинская из северных уездов Черниговской губернии, и как так случилось, что здесь их вдруг осталось 778 (!) Человек, тогда как даже в соседней , "справжньоросийський" Орловской губернии украинский записали 4 174 человек. А если быть честными, то надо из числа тех 445 139 "якобы русских" изъять истинное число россиян-старообрядцев 43 615 человек, и добавить к ним ту количество "малороссов" в 778 человек, то тогда и будем иметь в Стародубщине в 1897 году 402 302 Украинский, или 63,3% от всего населения Стародубщины. А вот как выглядят "небрехливи" данные по всем национальностям края: Украинский - 402 302, или 63,3% белорусы - 149 368, или 23,51% русские - 43 615, или 6,9% евреи - 38 814, или 6,11% цыгане - 206, или 0,03% другие национальности (поляки, немцы и др.) - 1 008, или 0,16%. Но эта вот "стратегическая" ошибка, когда по приказу российских властей людей, говорящих "русским языком" записали в "русских", привела к тому, что в 1919 году большевистская власть оторвала Стародубщину от Украины и приобщила к России. Приобщила, несмотря на многочисленные просьбы местных украинский не отрывать их от Украины. "Население старается воссоединения с Украиной", "просим не разъединять Черниговщину родной Украине" - писали стародубци в Киев и Москву. Но к ним никто не прислушался. Под видом помощи стародубским старообрядцам, которых якобы обижал царское правительство, и которых, как видим, на Стародубщине было не более 7% от общего количества населения края, московские коммунисты оторвали Стародубщину от Украины, чтобы присоединить к России. Таким образом большевистская Россия завершила на Стародубщине ту колониальную политику, которую начала Россия имперская. Круг замкнулся. В последующие годы, во время большевистского господства, украинство края испытало от новой власти огромных притеснений. Быть украинский на Стародубщине стало опасно. Если молодой человек приходил в отдел милиции, чтобы получить там свой первый в жизни паспорт, и в графе "национальность" желала видеть запись "украинским", то чаще всего слышала от работника паспортного стола следующее: - Вы в Брянской области родились? - Да. - Значит вы - русский, потому украинская это те, кто родились на Украине. Если же молодой человек продолжал упираться, то ее могли обвинить в "буржуазном национализме", пообещать исключить из комсомола и не дать возможности поступить в институт. Вот таким вот образом большевики и достигли своей цели - в крае, где большинство людей такие фамилии как Гетман, Буряк, Дорошенко, Мазепа и подобные им, в крае этом, есть у нас на Стародубщине, украинская сейчас лишь чуть больше двадцати тысяч . И как бы там современные коммунисты не орали, что в Советском Союзе расцветали и развивались все без исключения национальности, но цифры красноречиво говорят о другом - на Стародубщине в годы советской власти творился настоящий геноцид, причем геноцид не только к украинским. Так по данным переписи 1926 года, несмотря на все преследования и большевистскую резню стародубских украинский, которую учинили в 1918-м банды Щорса и Боженко, украинский в Брянской губернии признали себя 131 837 человек (как помним, переписчики 1897 "нашли" на Стародубщине только 778 "малороссов"). Следующая перепись, 1939-го года, обнаружил здесь уже только 32 971 украинском, а в 1959-м году украинский на Брянщине осталось 18 340 человек. То есть с 1926-го по 1939-й год количество украинский на Стародубщине уменьшилась в четыре раза, а за сорок лет Советской власти украинский в крае стало аж в семь раз меньше, чем было до этого. И разве это не геноцид? То же самое и относительно белорусов. Если в 1897 году их было на Стародубщине 149 368 человек, то в 1926-м только 21 060, в 1939-м 12 043, а в 1959-м 7397 человек. За шестьдесят два года количество белорусов уменьшилась в двадцать раз! Вот так вот Стародубщина и превратилась в "типично русский край". Современной власти надо за это низко-низко поклониться своим предшественникам-большевикам.
Первые исследователи Стародубщины. Костомаров, Максимович, Гнатюк. Вмешательство имперской политики в дело исследования Стародубщины. Мария Косич. Национальные споры 1919-1926 гг. Экспедиция Сержпутовского. Советская идеология. Павел Расторгуев. «Ленинградская школа». Современные украинские исследования. Профессор Горленко. Левобережнополесский диалект. «Стародубцы». Научные исследования жизни и языка стародубских украинцев начались с 19 в. Про украинцев Стародубщины писали такие известные украинские ученые 19-го - начала 20-го вв. как Николай Костомаров, Михаил Максимович и Владимир Гнатюк. Уделяли внимание своим землякам и местные краеведы, такие как Г. Есимонтовский, Александр Покорский-Журавко, Александр Рубец, выходец знатного стародубского казачьего рода Вадим Модзалевский. Все они держались того мнения, которое высказал в примечаниях к своей повести "Кудеяр" выдающийся украинский историк Николай Костомаров, приводя образец местного языка, на котором говорят в Новозыбковском уезде: "Народ, живущий в этом крае, разговаривает на наречии, которое является переходным от украинского к белорусскому ". Единодушными были ученые и в своих выводах, что местный язык развивался на основе древних украинских северских говоров, которые в 17-18 вв. претерпели значительного влияния белорусского языка, который принесли с собой белорусские переселенцы на Стародубщину. Но с началом 20 века появились и новые труды, авторы которых попытались доказать, что жители Стародубщины говорят только диалектом белорусского языка, который не имеет никакого отношения к языку украинскому. Первым человеком, который попытался обосновать новую, "белорусскую" теорию происхождения стародубцев, была Мария Косич, внучка помещика из села Рассуха Мглинского уезда. Находясь каждое лето вместе с мужем, в селе на отдыхе, М. Косич собирала и записывала народные песни, и даже попыталась переложить на стародубский говор басни известного русского баснописца Ивана Крылова. Не имея специального научного образования, Мария Косич обращалась за помощью к известному украинскому этнографу Александру Русову, который тоже жил в Черниговской губернии, в селе Олешня. Но и советы известного ученого не помогли любительнице от науки получить славы. Книги Марии Косич не захотело напечатать ни одно издание, а из всех ее басен сомнительной популярность приобрели лишь четыре строки из басни "Василек", да и то благодаря тому, что в этом стихотворном произведении удачно зарифмованными было слово "капец". Этот стишок, правда как "произведение одной местной сельской поэтессы" вспоминала даже Энциклопедия Брокгауза и Эфрона в статье "Стародубский говор", а уже в последние времена экс-президент Украины Леонид Кучма в своей книге "Украина не Россия". Но не такой славы искала Мария Косич. Поэтому, чтобы прославить свое имя, она решила сделать "небольшую сенсацию", и представить свои исследования, как открытие для научного общества нового, неизвестного науке, "белорусского племени", которое, незаметно для человеческих глаз, тихонько себе тлеет на территории Стародубщины. Ради этой цели она несколько переработала свой труд так, чтобы, подобные белорусским, особенности Стародубского языка бросались в глаза неискушенному читателю, и под претенциозным названием "Литвины-белорусы Черниговской губернии, их быт и песни" направилась опять к столичным российским издательствам. И на этот раз работа ее не была оставлена без внимания. Произведение Марии Косич пришлись к месту именно в те времена, когда имперское российское правительство обратило особое внимание на украинскую Стародубщину. В последнее двадцатилетие 19 в. в Европе начинают создаваться мощные военные блоки, Европа начинает готовиться к будущей войне за передел мира. Военное министерство России определяет, что именно через территорию четырех стародубских уездов проходит лучшая стратегическая линия для передвижения военных резервов на запад в случае возможной европейской войне. Император Александр III издает личный приказ о форсированном строительстве железной дороги в направлении Брянск-Гомель-Брест. По решению военного министерства эту железную дорогу, после ее построения, нужно было законсервировать и использовать только для военных нужд. В 1887 году Полесская железная дорога была построена, и отныне для русских войск открывался удобный путь на запад, через Варшаву на Берлин, а Стародубский край становился стратегической территорией, за порядком на которой надо было внимательно следить. В условиях, когда украинское слово в Росии было запрещено на законодательном уровне, после пресловутого указа Валуева, российское правительство с неудовольствием смотрело на событий в украинской Галичине, где в пределах Австро-Венгерской монархии Украинское слово и литература чувствовали себя намного свободнее, чем это было в России. В поддержке Австро-Венгрией украинского движения российское правительство усматривал огромную опасность для себя, но боялось, что с помощью украинцев соседнее государство в состоянии будет организовать на российской территории антироссийский движение, в случае начала европейской войны. Поэтому российские чиновники пытаются теперь, так же, как и в случае созданной вскоре Холмской губернии, подготовить общественное мнение страны к отрыванию Стародубщины от остальных украинских земель. С этой же целью, видимо и были сфальсифицированы и переделаны данные всероссийской переписи 1897 года, когда вместо 400 тысяч украинцев на Стародубщине вдруг появилось лишь 778 малороссов. И теперь к делу пришёлся и труд Марии Косич, согласно которого стародубские украинцы становились вдруг ... белорусами. Правительственные круги России сделали все возможное, чтобы "сенсационное произведение" сельской поэтессы привлекло к себе внимание российской общественности. К делу возвеличения Марии Косич привлекли российских академиков-словянистов Лиманского и Шахматова. В 1901 г. труд Марии Косич печатают в журнале "Живая старина", а годом позже она не только издана отдельным изданием в Петербурге, но и саму Марию Косич награждают золотой медалью Русского географического общества. Прогрессивная общественность Украины сразу расценила эти события как правительственную провокацию, когда в условиях самодержавной диктатуры авторитетных ученых заставляют прославлять по указанию сверху труды сомнительного содержания. Выдающийся украинский этнограф Владимир Гнатюк подверг уничтожающей критике произведение Марии Косич. В своей рецензии он писал: "... все выводы автора ... не имеют никакого основания и их следует считать за ее субъективные взгляды и рассуждения без научной стоимости. Особенно бессмысленны они потому, что она то локализует их, то обобщает, и непосвященному с предметом может не раз казаться, что все, что она говорит о своем семейном село Рассухы, относится к целой белорусской территории. А именно смешивания названия "литвинов" с "белорусами", которое видно из представленного выше названия раздела и названия целого труда, указывает наглядно, что автору далеко до понимания задач этнографии ... Необходимо признать труд ... как такой, который не выдерживает даже самой легкой критики". Конечно же, свою рецензию Владимир Гнатюк смог обнародовать только во Львове, в "Записках научного общества имени Шевченко". Но, слава Марии Косич была недолгой. После революционных событий 1905-го года, когда гражданское общество России значительно либерализовалось, а украинский литературный язык получил наконец разрешение на свободное существование, о Марии Косич забыли. Её последний, так же "билорусофильский" труд "О доме белорусского крестьянина Черниговской губернии Мглинского уезда села Рассухы" не привлёк к себе никакого внимания, а журнал "Живая старина", в котором в свое время дебютировала Мария Косич, в 1910-м году публикует на своих страницах обстоятельный труд Д. Светской "Крестьянские костюмы в зоне стыка Орловской, Курской и Черниговской губерний", в которой справедливо указывается на украинский характер мировосприятия и менталитета стародубских крестьян, равно как и на то, что в своем быту стародубские крестьяне в значительной степени придерживаются украинских народных традиций. Забытая всеми, после своей недолгой славы, в 1911-м году Мария Косич умирает от туберкулеза. Похоронили ее в селе Мглинского уезда. В 1917-м году рассухинские крестьяне, чьи песни Мария Косич собирала, и о которых писала в своих воспоминаниях, что в год отмены крепостного права в России: "плакала от сердца, когда узнала, что за манифестом все покинут нас", безжалостно ограбили дом своей поэтессы. Такой была фортуна Марии Косич. Казалось бы, с установлением в России после революции 1905-го года более демократического строя, с политическими инсинуациями вокруг Стародубских украинцев будет покончено. Но приход к власти большевиков, и отрыв Стародубщины от Украины в 1919-м году, привел к усилению идеологического давления со стороны новой власти на Стародубских украинцев. С самого времени отторжение края, местные украинцы засыпают правительство Украинской ССР просьбами о возвращении их земли к Украине. Украинские национал-коммунисты, которые были тогда у власти в Харькове, ставят в 1923 г. перед правительством Советской России вопрос о возвращении Украине ряда волостей и уездов Гомельской, Курской и Воронежской губерний (Стародубщина тогда находилась в составе Гомельской губернии РСФСР). В ответ правительство Советской России выдвинуло Украине свои требования, в отношении города Таганрога, Восточного Донбасса, и даже Новгород-Северского уезда, и части уездов Глуховского и Кролевецкого. Обеспокоенное неожиданными противоречиями, которые возникли так внезапно среди только что объединенных в составе СССР советскими республиками, правительство СССР создает специальную третейскую комиссию во главе с председателем белорусского ЦИК Червяковым, для решения этого территориального вопроса. В 20-е годы 20 века, в период эпохи НЭПа, советский режим был еще несколько либеральным, и не желал откровенно давить на власть советских республик, входивших в состав СССР, поэтому и прибег к созданию этой «третейского комиссии». Следует отметить, что у коммунистов Белоруссии тоже были свои претензии к России, ведь, при создании БССР, в состав этой республики вошли только земли вокруг Минска, далее на восток располагалась уже Советская Россия. Поэтому белорусские национал-коммунисты тоже рассчитывали как на Витебск и Могилев, так и на земли Гомельской губернии, в состав которой входила и Западная Стародубщина. В 1924 г. белорусам удалось вернуть в состав республики свои северо-восточные земли, теперь они желали получить и юго-западные. С этой целью, летом 1926 г., коммунистический Институт белорусской культуры из Минска, организовал экспедицию в Гомельскую губернию России, чтобы определить, можно ли местное население считать белорусами, и желает ли это местное население быть в составе Советской Белоруссии. Побывала эта экспедиция и на Стародубщине - в Мглине, Сураже, Клинцах, и в селах Писаревка и Крославичи. К югу Стародубщины экспедиция даже и не поехала, ведь справедливо считала, что на юге Стародубщины белорусов нет. По результатам экспедиции, ее руководитель, Александр Сержпутовский напечатал в Минске «Отчет о путешествии в Гомельскую губернию в 1926 году», в которой подчеркивал, что хотя в языке северных стародубцев есть много билорусизмов, а их обычаи значительно отличаются от обычаев других украинцев, но считают стародубцы себя именно украинцами («хохлами»), и в составе Беларуси быть не хотят. По итогам путешествия экспедиции, на государственном уровне было принято решение о присоединении к Беларуси Гомеля и Речицы, но со всей Стародубщины в Беларусь присоединили, но и то значительно позже, лишь одно село Болсун Суражского уезда, в котором действительно жили, в подавляющем большинстве, этнические белорусы. Но надеждам стародубцев на то, что они, наконец, соединятся с матерью Украиной, не суждено было осуществиться. Из всей Стародубщины в Украину было возвращена одна лишь Семеновская волость Новозыбковского уезда, которая впоследствии стала Семеновским районом Черниговской области. Да еще на одну неделю было присоединено к Украине село Зноб трубчевской волости, которое через семь дней, решением Президиума ЦИК СССР, было вновь отдано России. Но «в обмен» за Семеновскую волость и Путивль, который также в 1925 г., вошел в состав Украины, от Украины в пользу России была оторвана Восточный Донбасс с городами Шахты и Таганрогский округ. Таким образом, нерешенный по Стародубщине вопрос о возвращении ее в состав Украины, привело к росту в крае национального напряжения и после 1926-го года. Как свидетельствуют очевидцы, доходило до того, что учителя в сельских школах отказывались учить своих учеников русском языке, намекая на то, что стародубские дети, так же как и ученики на Украине, должны учиться на родном языке. Правительства СССР, которое окончательно решило в это время не возвращать Стародубщину к Украине, нужно было отыскать и обосновать новые политические идеи, с помощью которых можно было бы довести стародубцам, что они вовсе не украинцы, и в составе Украины им быть не надо. Конечно же, довести стародубцам что они русские не могли, ведь в языке стародубцев не было ровно ничего русского. А вот попробовать доказать, что стародубцы являются белорусами, нельзя. Большевистские специалисты хорошо помнили выводы экспедиции Сержпутовского о том, что стародубцы в составе Беларуси быть не желают, поэтому сочли целесообразным довести местному населению, что они белорусы, для того, чтобы оставить край в составе именно России. Нужно было найти и такого «специалиста» на Стародубщине, который, по большевистскому заказу, создал бы и попытался обосновать нужную власти теорию. И такого человека нашли. Это был уроженец города Стародуба, этнический белорус, Павел Расторгуев. Покинув родной край еще в юношеском возрасте, Расторгуев после Октябрьского переворота 1917 г. безоговорочно переходит на сторону большевиков, одним из первых в научном обществе начинает использовать в своих работах имя Ленина и Маркса как «выдающихся этнографов и лингвистов», за что и используется большевиками как свой верный агент. Как специалиста в области белорусского языкознания, Расторгуева уже в 1918-м году приглашают преподавать курс белорусоведения в Белорусском народном университете в Москве, а в 1926-м его назначают главным докладчиком от Советской России на Академической конференции правописания в Минске. Именно в это время Расторгуев получает приказ использовать весь свой талант для создания новой белорусской теории о происхождении стародубцев. И Разторгуев выполняет этот приказ своих хозяев в кратчайшее время. Использовав для этого труда собственные записи народных говоров как Западной, так и Восточной Стародубщины, которые Расторгуев создал еще в юношеские годы, ученый намеренно скомпоновал их таким образом, что белорусские особенности языка стародубцев вышли на первый план, заслонив собой тот большой пласт, который присутствует в стародубском языке от украинского языка. Уже в том же, 1926-м году, Расторгуев выдает в Минске труд «Говоры восточных уездов Гомельской губернии в их современном состоянии», а уже в следующем году, в Ленинграде, новую, переделанную по вкусу своих хозяев: «Северско-белорусские говоры: исследование в области диалектологии и истории белорусских говоров». Правда, в этой работе, выводы Расторгуева оказались слишком смелыми, такими, которые удивили своей антиисторичностью всех уважаемых ученых Советского Союза. Расторгуев, несмотря ни свое желание, так и не смог, используя фактический лингвистический материал из Стародубщины, доказать, что Стародубский язык стопроцентно белорусский, ведь «украиность» этого языка сказывалась почти в каждом высказывании жителя Стародубщины, и спрятать эту особенность языка под толстым слоем «билорусизмов» Расторгуеву отнюдь не удавалось. Тогда этот ученый произнес в своей работе, что все, что связывает язык стародубцев с языком их предков, северян-украинцев, есть тоже ... белорусский, ведь древние северяне, жители Черниговского и Переяславского княжеств Киевской Руси, есть тоже ... белорусы. Не остановился Расторгуев и на этом - по его выводам древние вятичи и радимичи есть тоже белорусы, и таким образом, именно белорусы были самым многочисленным этносом Киевской Руси. Конечно, для уважаемых историков, такие выводы Расторгуева казались лишь грубым бредом, ведь, как известно, все источники, дошедшие до нас из эпохи Черниговского княжества, и прежде всего «Повесть о полку Игореве», показывают, что в языке северян отсутствуют какие-нибудь белорусские мотивы, и политически и экономически Северщина прижималась всегда именно к Киеву, а не к Полоцку или какому-либо другому белорусскому городу. Но несмотря, и даже вопреки резко отрицательным высказываниям лучших историков относительно антинаучности этих теорий Расторгуева, имперская власть, так же, как в свое время Марию Косич, вознаградила Расторгуева золотой медалью Русского географического общества. Как видим, императорскую власть в России сменила власть большевистская, но методы борьбы с украинским движением остались старыми. Вдохновленный приверженностью новой власти к его историческим фальсификациям, Расторгуев того же года печатает в Ленинграде и статью «К характеристике говора Стародубского полка в XVIII веке», где, используя документы с стародубских архивов, пытается доказать, что даже казацкая администрация Стародубского полка гетманской Украине разговаривала исключительно по-белорусски. Причем историческая безграмотность Расторгуева именно в этой статье оказалась полной мере. Расторгуев даже не подумал сделать сравнительный анализ документов по Стародубскому полку с документами других казацких полков Украине. То, что считалось ему в стародубских документах «билорусизмами», было в действительности канцелярскими оборотами, характерными деловом языке целой Украины, и которые имели своим первоисточником язык Литовского статута 16 века, который был в свое время единственным образцом официального языка для Украины и Беларуси. Такое же имя, как например «Лявон», которое встречалось в казацких документах, свидетельствовало лишь о том, что в 18 веке, на территории Стародубщины жило уже достаточно много переселенцев-белорусов, не говоря уже о таких имена как Одарка или Герасим, которые являются определенно украинскими, но Расторгуев зачислил их почему-то к белорусским. Но как бы там ни было, а труды Расторгуева сделали нужную власти дело. Теперь можно было, используя Расторгуева, говорить, что Стародубщина - не украинская земля. Но, как в свое время и у Марии Косич, дальнейшая судьба Расторгуева складывалась совсем некрасиво. С началом тридцатых годов, когда советская власть стала все больше и больше прибегать к террору, и короткая эпоха «оттепели» завершилась, считать, что стародубцы является белорусами, стало так же нецелесообразно, как в свое время нецелесообразно было власти считать их украинским. Ненужным для власти стал и профессор Расторгуев. Его отправляют в «почетную ссылку» именно на Стародубщину, в Новозыбковский педагогический институт, где на кафедре русского языка его ждало новое «партийное задание»: приложить все возможные усилия, чтобы доказать, насколько возможно правдоподобнее, что речь стародубцев не украинская, и не белорусский, а настоящая русская. И хотя власти заранее наградили за будущую работу Расторгуева званием доктора филологических наук, даже без защиты диссертации, а написать новое произведение Расторгуеву никак не удавалось. Как он не пытался в очередной раз перекрутить язык стародубских украинцев, теперь уже на русский лад, ничего путного у него не получалось. Так и умер в 1959-м году, ничего не напечатав, и только через четырнадцать лет, в 1973-м году, расторгуевськие редакторы сделали из его заметок что-то путное, и пустили в «советский» мир под названием «Словарь народных говоров Западной Брянщины ». Как и следовало власти, труд этот рассказывал о том, что речь стародубцев является теперь «подобновеликоруской», но какую роль в новом идеологическом преобразовании многострадального языка стародубских украинцев сыграли расторгуевские редакторы, так и остается неизвестным. Но еще за несколько лет до напечатания последнего расторгуевского труда, в СССР создается целая научная школа, так называемая «ленинградская», которая начинает «плодотворную» работу в области создания новой лингвистической концепции о российском происхождении Стародубской языка. В 1970-1975 гг в Ленинграде издана словарь «Брянские говоры» под редакцией В. Чагишевои, кроме русских советских исследователей, к «ленинградской школе» относит себя и исследователь из Польской Народной Республики Н. Батожек. Но, как и предыдущие работы, научная стоимость последнего словаря, по мнению многих специалистов, вполне испорчена тем, что его авторы, в идеологических целях, смешали в одно русский, украинский и белорусский языки, используемые в Брянщине, и сделали из этих языков искусственный конгломерат, взамен живого языка, который существует на Стародубщине в действительности. Но, сомнительные, с точки зрения представителей настоящей, идеологически неокрашенной науки, взгляды ученых «ленинградской школы» и сейчас являются господствующими среди ученых Российской Федерации, там, где идеология решает судьбу всей науки и сейчас. Понятно, что любые попытки украинских этнографов или лингвистов организовать научную экспедицию на Стародубщину в советские времена, были под запретом. Не изменилась к лучшему ситуация и в наши времена. Так что украинским ученым приходилось проводить свои исследования только на украинской территории - в Семеновском и Новгород-Северском районе Черниговской области, которые во времена Гетманщины входили в состав Стародубского полка, и северной части Сумской области, население которой говорит на наречии, близком к Стародубскому. Кстати, следует отметить, что в Семеновском районе, который в 1925-м году был возвращен Украине, местный Стародубский язык сохранился гораздо лучше, чем в тех районах Брянской области, которые находятся сейчас в России. На территории советской Украины, где вместе с российским имел официальные права и язык украинский, Стародубский язык не испытал таких преследований и травли, как это было на российской территории - там, где существовал только один официальный язык - русский, а Стародубских украинцев считали «деревенщиной» и «безграмотными». И сейчас, на западной Брянщине местный язык можно услышать разве что в деревне, зато в городе Семеновке на Украину, на нем разговаривают свободно на улицах, и даже на зданиях государственных учреждений можно прочитать объявление именно «по Стародубский», как я увидел лет с десять назад, надпись на дверях местного почтамта: «Почта не працуе. Все на бураку». Так что, думаю, неоспоримым является тот факт, что присоединение к России сказалось на Стародубском языке весьма негативно. Но, тем самым, еще больший вес приобретают исследования украинских ученых, которые были сделаны на стародубских землях Украины, вблизи украинской границы с Стародубщиной. Наиболее уважаемым в научном мире специалистом в области исследований жизни и языка стародубцев является украинский профессор Владимир Горленко, который в 1951-м и 1967-м годах совершил две масштабные этнографические экспедиции на смежные с Стародубщиной земли. Труды профессора Горленко «Литвины севера Украины - вероятный обломок потомков племени летописных северян» и «К проблеме изучения этнографической группы украинских "литвинов"» является наиболее основательными. Но в отличие от большинства других работ, идеологически не окрашенных, в данной работе на базе огромного, собранного исследователем фактического материала, рассказывается об истории исследований жизни стародубцев, об особенностях их языка и народных обычаях представителей этой этнической группы украинцев. Современные украинские филологи, например М. Железняк, относит стародубскую язык левобережных говоров украинского языка, которые являются архаичными диалектами северного говора Украины. Этот говор хранит много реликтовых форм. Диалектологи видят его генетические корни в говорах древних полян и северян. Доктор филологических наук Павел Гриценко предлагает записать язык тех диалектических групп стародубцев, живущих сейчас в Украине, в группу Деснянско-Сеймских говоров в пределах левобережных диалектов. Ведь название «литвины», которой до сих пор пользуются некоторые исследователи, является, во-первых, не присущей самим стародубцам, которые себя так никогда не называли, а, во-вторых, «литвинами» в украинской исторической литературе принято называть в основном жителей средневекового Великого Княжества Литовского, к которому современные стародубцы не имеют никакого отношения за последние 360-ти лет. Поэтому имя стародубцев является более характерным местным жителям, чем прозвище «литвинов»... http://kobizhcha.at.ua/news/starodubshhina_etnografichni_ta_lingvistichni_doslidzhennja_zhittja_ukrajinciv/2010-02-25-121
светлана - 2010-09-25 14:14:53
Я родилась в этом замечательном городе,и проживаю в нём!Мне очень нравится наш Стародуб.Я им горжусь!Он с каждым годом радует глаз каждого жителя.И хотелось бы выразить искреннию благодарность нашему меру.БОЛЬШОЕ СПАСИБО и низкий поклон!
зоя григорьевна - 2010-08-25 08:35:59
Очень прошу помочь мне. Мой дед Марковский Хаим Иосифович возможно родился в Стародубе в 1892 году и где я могу найти его родословную ? Сохранились ли метрические книги в синагогах. Буду ждать ответи с уважением зоя
Пусь В.М. (г. Стародуб) Ещенко В.М. (г. Козельск) Западная и центральная части современной Брянской области являются бывшими малороссийскими территориями, которые иногда называются еще Стародубьем или Стародубщиной. Вплоть до середины ХХ века эти части в культурном, этническом, социальном отношениях отличалась от восточной части Брянщины. В последние полвека эти отличия сгладились вследствие глобализации и ненасильственной великороссийской «оккультуризации». В советское время территория Малороссии почти целиком вошла в состав УССР, а затем Украины. Вплоть до последнего десятилетия языковой проблемы у населения этих территорий там не возникало по причине большой схожести с украинским языком. Таких проблем не было и у населения восточных окраин Белоруссии (Гомельщина). На Брянщине же произошло следующее. Под воздействием СМИ, в ходе включения народа в великороссийскую систему народного образования и культуры уже в середине ХХ века использование малороссийского языка оказалось под вопросом. Это не поощрялось в официальных, деловых, культурных отношениях и связях. Человек, говоривший по «деревенски» (иногда так называли), терпел моральные унижения невежественных людей, становился изгоем в великорусской среде. Особенно эти негативные явления проявились во второй половине ХХ века в восточных окраинах Брянщины (в ее административно-культурных центрах) и особенно не повезло переселившимся в великоруссскоязычные территории. Фактически в настоящее время можно говорить о «мирном» культурологическом геноциде против малороссийской культуры и в частности языка на указанных выше землях. В качестве оправдания этой «экспансии» можно привести лишь следующее: малороссийский язык в чистом виде не оформился до сих пор, язык очень близок к восточнославянским языкам (тем самым не вызывал к себе внимания и уважения порой с обоюдных сторон). Вследствие этих причин образованные люди относились к языку местных жителей как и диалекту или говору , а невежественные -как некультурному , второсортному деревенскому языку . Ныне ситуация с использованием малороссийского языка на Брянщине такова : он практически не используется в речи восточной части области как не употребляется в речи и западных великороссиян ( «старообрядцев»). В результате « русификации» западной части области язык в чистом виде ныне используется очень редко лишь в отдалённых сельских населённых пунктах на западе области. Этот язык « забыла» половина населения малороссийской части Брянской области, другая половина лишь частично его знает, понимает и употребляет в своём бытовом общении. По приблизительным подсчётам авторов в начале ХХ века носителями данного языка, в той или иной мере, являются около 150 тысяч жителей Брянщины ( и около 150 тысяч «пассивных носителей»). Уже только эта цифра позволяет говорить о «диалекте» как о языке. Малороссийская речь в той или иной мере до сих пор используется частью населения восточной Белоруссии (Гомельщина ) и Северной Украины (Черниговщина), поэтому можно вправе говорить об обширной пограничной территориальности малороссийского языка, а не диалекта (по многим признакам и причинам) . Изучением языка жителей Стародубщины исследователи начали с конца 19 века. В той или иной мере к этим работам были причастны известные учёные: А.А. Шахматов, А.И. Соболевский и другие. Наибольший вклад в изучение малороссийского языка населения Брянщины сделал профессор, доктор филологических наук Павел Андреевич Расторгуев (1881-1959). Этот учёный, будучи уроженцем г. Стародуба на протяжении полувека изучал фонетические , лексические и морфологические особенности языка местных жителей . В 30-е годы ХХ века он был обвинён во вредительстве в области языковедения и выслан в ссылку в г. Караганду ,но затем был восстановлен в правах и вернулся на малую Родину. С 50-х годов ХХ века изучение брянских говоров начал заниматься Ленинградский институт (ныне Санкт-Петербургский университет)имени А.И. Герцена. На протяжении более 30 лет эту работу возглавляла профессор В.И. Чагишева. Из наиболее известных исследователей 50-80-х годов ХХ века можно отметить работы В.Н. Новопокровской, Г.И. Демидовой ,А.В. Королькова, Л.М. Чистяковой и А.М. Родионовой -Нащёкиной. Среди брянских учёных этой поры стоит выделить научные публикации К.М. Неберы и Н.И. Курганиной. Работы вышеуказанного коллектива была проделана большая, её итогом стало издание пяти выпусков «Словаря брянских говоров»(1968-1985). Однако данные статьи «Словаря» не затронули по нашему мнению всей глубины языковой проблемы. Почти все учёные увидели в нём лишь диалекты и говоры. Последние же исследования говорят о несправедливо забытом , до конца не изученном и понятом , отдельном ,малороссийском или «Стародубском» языке . В рамках данной статьи ниже будут приведены лишь некоторые общие характерные преимущественно фонетические особенности этого языка на примере гласных: 1) Частое «аканье». Такое происходит часто с предударными гласными. Например: малако (молоко), облака, воблака (облако) ; но: слон , макароны . 2) Частое «яканье». Такое бывает тоже с предударными гласными, обычно в замене «е» на «я». Например: звязда (звязда), бярёза (берёза). 3) После твёрдого согласного ударные «ё» произносятся «э». Например: редька-рэдька; скрепка-скрэпка. 4) Частое появление вместо «в» неслогового «у». Например: аутобус(автобус) , аутор(автор) . 5) Появление слогового «у», близкого к звуку «в» вместо «л». Например: быв(был), напиу(в)ся (напился). 6) Частое аканье в конце существительных в безударных гласных (вместо «о»). При этом зачастую происходит изменение числа ,рода . Например: болото-балота, яблоко-яблака. 7) Приставка пре в словах произносится зачастую как пры, пря. Например: премудрый-прямудры,прымудры. 8) В глаголах приставка при звучит пры. Например: прибавить-прыбавить. 9) Малоупотребляемость «ё» с заменой на «о». Чёрный-чорны , жёлтый-жовты. 10) В глаголах прошедшего времени замена «ё» на «о» и звук в(у). Например: зашёл-зашов, сделал-сделав. 11) Появление «ё» и «я» вместо о, ё в личных местоимениях. Например: они-яны, он-ён,она-яна. 12) В названиях городов замена звука о на а. Например: Иваново-Иванава. В произношении же сёл и деревень может быть добавление звуков ав(яв). Например: Ярцево-Ярцава, Ярцав. 13)В некоторых случаях происходит отпадение гласного в начале слова .Например : огрод-гарод,огурец-гурок.В других вариантах происходит добавление согласного.Например:утка-вутка(или наоборот добавляется гласный : груша-игруша . 14) Превращение гласного в согласный иногда с заменой нескольких начальных букв: угадай - з (с) гадай, исчезнуть - (з) счезнуть. 15) Трансформация согласного в гласный: всем - усим, где - идее. Вышеуказанные примеры являются лишь некоторыми часто-встречаемыми случаями с гласными, которые зачастую используются местными жителями наравне с чистым русским произношением слов .Можно лишь отметить, что фонетических ,лексических и морфологических особенностей в языке населения малороссийской территории Брянской области огромное количество . К сожалению, из-за небольшого объёма статьи не удалось показать многих языковых особенностей жителей рассматриваемого региона. Ниже нужно отметить следующее: 1) Говоры, диалекты жителей запада Брянщины являются малороссийским языком(Стародубский диалект и т.д.) 2) Указанный язык («говор») является предположительно, по мнению исследователей, остатком древнерусского северянско-радимичского языка . 3) Этот язык не оформился окончательно до сих пор; а так же активно сочетался и употребляется с великорусским языком. 4) Современный вариант языка представляет смесь («сечку») белорусского, русского и украинского языков. 5) В настоящее время данный язык является повсеместно исчезающим (и не только на брянских землях). 6) Следует продолжить его дальнейшее интенсивное изучение (а возможно и оформление). 7) Необходимы всесторонние меры по сохранению языковой самобытности местного населения и языковой «реабилитации» населения. Авторы данной работы никоем образом не пропагандируют сепаратизм, а наоборот стремятся ко взаимопониманию, уважению и толерантности славянских языков. В данном исследовании была сделана попытка взглянуть на эту проблему не стандартно, а так же способствовать восстановлению человеческой и исторической справедливости в отношении указанной языковой проблемы. Описанные выше многолетние наблюдения, исследования и обобщения языка не являются окончательными и требуют дальнейших доработок. Источник: Официальный сайт Администрации города Стародуба. http://www.starburg.ru/malorossiyskiy_yazyk/index.html
Елена Егорова - 2010-06-28 22:53:45
Красивый город!!!!Здесь жил(а может и живёт)мой родной дядя-Колмаков Виктор Егорович!Если кто его знает или родня-отзовитесь!!!!!!!
Мария - 2010-06-17 10:15:00
Я не узнаю некоторые окрестности нашего города, замените картинки
Александр Карпов - 2010-06-01 23:30:21
Спасибо, Оля. Приедем, посмотрим :)

1 2  3 

Оставьте свой комментарий:

Имя
E-mail
Ваш комментарий
[security_code]
Не виден код? Обновить картинку
Введите код с картинки
 

Перейти к городу

© Автор сайта: А.Карпов, 2004.